Общество сознания Кришны в Новороссийске

Get Adobe Flash player
Главная Архив


Письмо от членов Джи-би-си и Национального совета Шьямакунде Прабху и матаджи Арчи.

Уважаемые Шьямакунда Прабху и матаджи Арчи,
Примите наши почтительные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде.


Примите и наши поклоны, вся слава Шриле Прабхупаде!

В этой связи мы были бы благодарны, если бы вы смогли прояснить следующие принципиальные вопросы, которые возникли у членов Джи-би-си и Национального совета:

1.      В своих лекциях и публичных выступлениях матаджи Арчи последовательно утверждает, что роль книг Шрилы Прабхупады сводится к тому, чтобы научить преданных следовать четырем регулирующим принципам, повторять шестнадцать кругов, помочь им понять, что Кришна – Бог, а мы – Его слуги, что книги Шрилы Прабхупады не описывают процесс анартха-нивритти, и что для того, чтобы пройти стадию анартха-нивритти, преданные должны в обязательном порядке читать книги Бхактивиноды Тхакура, а чтобы развить расу – читать комментарии Вишванатхи Чакраварти Тхакура.


Мы обсудили все представленные нам претензии национального совета не только в семейном кругу, но и со многими старыми преданными, которые знают шастры не хуже других. Полагаем, что Арчи была не правильно понята. Она сама очень привязана к Шриле Прабхупаде и никогда не могла проповедовать пренебрежение им.  Мы извиняемся за то, что наше мнение может несколько расходится с вашим мнением, но быть созвучным с мнением ачарий и Прабхупады в том числе.
Арчи никогда не выдвигала концепции, что книги Шрилы Прабхупады имеют изъян или что изучение книг ачарий должно сопровождаться пренебрежением книг Шрилы Прабхупады.
Мы не говорим, что какой- то процесс отсутствует в книгах Прабхупады. Мы говорим, что книги ачарий тоже имеет определенную ценность в жизни преданных.
Например, Шри Чайтанья Махапрабху наделил особыми энергиями Санатану Госвами, Рупу Госвами и Рагунатха Даса Госвами для написания книг по самбанда гьяне, абхидеи и прайоджане. Возникает вопрос – зачем? Он мог наделить этим шакти кого-то одного из них, чтобы он написал все. Дело в том, что каждый из них индивидуальность и имеет свои углубленные настроения. Эти настроения предусмотрены не для представления татвы, а для обеспечения санги.  Суть в том, что татву мы должны ограничить. Она дается в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. А для санги таких ограничений не существует. Она вечная. Мы можем утверждать, что татву мы должны получать только от Шрилы Прабхупады и это истина (как я и говорила в своих лекциях, никто не приходит в сознание Кришны через книги других ачарий. Примечание Арчи). С этой точки зрения ни один из ачарий не дал знание так форматно, как это сделал Шрила Прабхупада (кроме  Дживы Госвами, на котором Прабхупада был основан). А что касается санги, то каждый преданный имеет свои настроения и нигде не сказано, что мы должны общаться только с одним чистым преданным.  Т.е. наша идея в том, что татву можно получить только от Шрилы Прабхупады, а различные настроения от других ачарий. Например, Прабхупада сам говорит в 1.1.1. абзац. слов – некоторые ученые майавади...:
«За последние 500 лет многие ученные и ачарии такие как: Джива Госвами, Санатана Госвами, Вишванатха Чакраварти Тхакур,  Валлабхачарья и другие даже после Чайтаньи Махапрабху написали обширные комментарии на Шримад Бхагаватам. И  серьезный ученик, поступил бы хорошо, если бы прилагал усилия, пройти через них (в русском переводе очень искажен смысл этих слов), чтобы он лучше вкушал трансцендентальное послание» (пословный перевод с английского). (Просим разъяснить нам смысл этих слов Прабхупады.  Мы просто выполняем санкцию Прабхупады , я указываю только, когда это можно делать. Примечание Арчи).
В следующем абзаце он пишет:
«Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур особым образом имеет дело с первоначальной и чистой психологией секса, которая не имеет ничего общего с мирским сексом.»
Как видим, сам Шрила Прабхупада признает, что Вишванатха Чакраварти Тхакур из всех ачарий выделяется именно этим настроением. И если кто-то хочет углубиться  в эти настроения, то он должен общаться с этим ачарией. Но такое высказывание Прабхупады не означает, что он принижает значение других ачарий, среди которых есть и гуру самого Вишванатха Чакраварти Тхакура.  Точно так же Бхактивинода Тхакур более подробно представил процесс анартха ниврити. И это не принижает значение  книг Шрилы Прабхупады или других ачарий. Но что Бхагаватам с точки зрения анартх рассматривает именно этот ачарья – факт. Вы можете это отрицать? (книга Шри Кришна Самхита)
Прослушайте, пожалуйста, лекции Шрилы Прабхупады по «Нектару преданности», в которых он часто повторяет одну фразу: "у нас нет никакого другого занятия как служение лотосным стопам ачарий. И кто эти ачарьи? Начиная с Чайтаньи Махапрабху и кончая Бхактисидханта Сарасвати".
Конечно, в иллюзии тот, кто думает что без своего гуру можно подойти к Шриле Прабхупаде, а без Прабхупады можно подойти к другим ачариям (что Арчи всегда и акцентирует в своих лекциях. Примечание Арчи). Для нас Прабхупада особый ачарья, от которого мы получили преданное служение и мы делали все, чтобы преданные проникались тем же уважением к нему, которое живет в нашем сердце. (Странно, что национальный совет это не признает, а все преданные благодарят нас именно за это. Примечание Арчи)
Надеемся, что этой аргументации достаточно.

Матаджи Арчи также утверждает в своих лекциях и публичных выступлениях, что переходить к чтению книг этих ачарьев преданные должны, как только они почувствовали “повтор” в изучении книг Шрилы Прабхупады.

В многочисленных встречах с преданными я слышала жалобы , что  они устали читать все время одни и те же книги. Слово "повтор", которое я использовала,  относилось не к Шриле Прабхупаде, а к тем преданным, которые испытывают такие чувства при чтении книг. На этот случай я рекомендовала им не уходить в майю или не обращаться к книгам психологов или уходить в другие сампрадайи, а пойти к нашим ачариям. И я продолжала мысль, что общение с ачариями поможет нам увидеть, как многое мы не замечали у Прабхупады!

В то же самое время, Шрила Прабхупада неоднократно подчеркивал, что его книги содержат в себе все, что необходимо, для достижения полного  совершенства в Сознании Кришны – с самых начальных до самых возвышенных уровней. Он также хотел, чтобы все преданные ИСККОН перечитывали его книги “снова и снова”:

"В моих книгах философия сознания Кришны раскрыта полностью, и если ты чего-то не понял, просто перечитывай их снова и снова." (из письма Прабхупады Бахурупе, 22 ноября 1974 г.)

Мы абсолютно согласны с этой цитатой. И как мы сказали выше, Шрила Прабхупада представил ФИЛОСОФИЮ, как здесь и говориться. Но, что касается настроений, Шрила Прабхупада дал свои настроения (которые мы лилеем в наших сердцах), а ачарии - свои (и их настроения для нас тоже очень важны. Хотя, как мы всегда говорим, Прабхупада для нас - особый ачарья, потому что именно он тот, кто дал нам сознание Кришны).

Мы просим вас ответить, достаточно ли, по вашему мнению, книг Шрилы Прабхупады для достижения полного совершенства в Сознании Кришны, не обращаясь к книгам других ачарий-вайшнавов, и если нет, то подробно обосновать ваше мнение.

Ваш вопрос не очень корректен. Теперь уже мы просим вас ответить на вопрос: а почему мы должны отвергать других чистых преданных? Вы заставляете нас сказать фразу: Прабхупады достаточно - и тем самым отрицать все то, что мы получили от ачарий. Это не корректно и оскорбительно по отношению к другим чистым преданным. Нас Прабхупада учил, что мы должны следовать стопам ачарий. Мы сделали так и не сожалеем (смотрите цитату из Бхагаватам выше).
Что касается технической стороны, то, конечно, у меня есть ошибка. Она в том, что эти темы я обсуждала публично. Тем самым могла нанести вред нашей организации и подставить ее, в то время как хотела защитить. Я это поняла после встречи Джи-би-си, в разговоре с Гопал Кришной Госвами. Мое намерение заключалось в том, чтобы преданные не уходили в другие матхи для изучения наших ачарий (как они часто поступают), но, когда я публично говорила, что нужно изучать книги Бхактивинода Тхакура, то некоторые другие направления, основанные на его книгах, могли бы получить поле для переманивания последователей Прабхупады.  Теперь я это больше не делаю и жду возможности обсуждать эти темы с ответственными преданными.

2.      В своих лекциях и публичных выступлениях матаджи Арчи последовательно прибегает к аллегорическому трактованию историй и персонажей Шримад-Бхагаватам, утверждая, что такое трактование составляет «более высокий» или «более интенсивный» уровень понимания.

С определением "аллегория" мы принципиально не согласны. Аллегория - это история Пуранджаны (хотя на самом деле в аллегориях нет ничего плохого, если через них можно привести к пониманию темы, и они пробуждают разум, поднимая его с низших гун). Но наши объяснения это не аллегории, а персонификация личностей. Например, Дакша занимается карма-кандой и он олицеворяет карма-канду. Это не аллегория. Так написано в самом Бхагаватам. Древо адхармы и дхармы описаны в Махабхарате дословно. Там же, например,  Кунти объявлена воплощением удачи. Это не аллегории. Аллегория - это сравнение души с лучом солнца, а солнца со Всевышним. Аллегория - это пример Прабхупады с железным прутом в огне. Если же речь идет об анализах Бхагаватам на основе Бхактивиноды Тхакура, то просто прочитайте его «Кришна Самхиту».
Приводится аргумент, что Бхактивинода написал эту книгу для материалистов. Но… сам Бхактивинода говорит, что эта книга разделена на две части. Первая часть написана для материалистов, а вторая для преданных всех трех категорий.  Он пишет, что все они должны "уважать и изучать" эту книгу. Приводится другой аргумент, что это раннее произведение Бхактивинода Тхакура. Из этого аргумента получается, что к этому моменту у него не было реализации. Но сам Бхактивинода Тхакур в этом же произведении пишет, что это - результат его самадхи.
Приводится еще аргумент, что это аллегория. Но сам Бхактвинода говорит, что это его комментарии к Шримад Бхагаватам.
Приводится аргумент, что преданные не готовые к изучению этой книги могут продолжить эту тему спекулятивно, но спекулятивный ум спекулирует и в самых простых строчках. Но работа проповедников как раз заключается в том, чтобы представить труд ачарии и не дать поля для спекуляций. И нам больше нечего добавить…

3.      Как правило, ее аллегорические толкования не основываются на комментариях предыдущих ачарьев, а иногда прямо противоречат им. Такой подход к изучению Бхагаватам идет вразрез с наставлениями Шрилы Прабхупады:

«...Джива Госвами предупреждал нас не полагаться на какие-либо толкования и интерпретации. Лучше понимать шлоки как они есть, без толкований.» (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 6.135)


и Самого Господа Чайтаньи, Который порицал аллегорические интерпретации шастр (см., например, Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила 7.108-110, Мадхья-лила 6.130-137). Более того, такой подход поощряет в преданных, слушающих лекции матаджи Арчи, аналогичный спекулятивный подход к изучению шастр в отрыве от гуру-парампары и комментариев Прабхупады и ачарьев.


Данный отрывок из комментариев Шрилы Прабхупады представлен не к месту. Нельзя спекулировать ими. Этот эпизод относится к проповеди Сарвабхаумы Бхатачарии, где интерпретация относится к майавади интерпретации или объяснения. Слово интерпретация означает «объяснение» (смотрите в словарях).  Там речь идет о 10 способах получения знания (к которым относится, например, пратьякша – прямое восприятие). Идея в том, что из этих 10 способов (в том числе и интерпретация), но предпочтительнее прямых утверждений (как можно нас обвинять в том, что мы не знаем этих простых истин). И в конце Шрила Прабхупада разъясняет очень важный момент: "только сказанное в шастрах можно привести как утверждение. Интерпретация не может быть принята как основание. Только прямое утверждение может служить основанием, а интерпретация МОЖЕТ БЫТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ОСНОВАНИЯ". Что мы и делаем.  Например, когда мы сравниваем Кришну с солнцем, мы доказываем, что Кришна - источник живых существ (лучей).
Все интерпретации, приводимые Арчи, не противоречат бхакти-синдханте. Они могут кому-то не нравиться, но они ставят славу бхакти на свое место и делаются на основе шастр (например, Бхактивинода Тхакура). Идея в том, что когда, например, разъясняя историю Шивы и Дакши, мы говорим, что бхакти побеждает карму, это ставит славу бхакти на свое место. ( Отклонением может считаться только та идея, которая унижает славу бхакти, например, что бхакти нуждается психологии)

Поэтому мы будем признательны, если вы смогли бы аргументировать как саму необходимость такого аллегорического толкования шастр и так и ваши утверждения о том, что оно является более возвышенным уровнем понимания шастр, чем их буквальное прочтение.

Мы всего лишь представляем комментарии Бхактивинода Тхакура. Не думаем, что можно этого ачарью упрекать в спекулятивности (это не более возвышенное обсуждение, а углубление ачарии, его самадхи).

4.      В своих лекциях и публичных выступлениях матаджи Арчи дает понимание некоторых важных принципов семейной жизни, отличающееся от наставлений Шрилы Прабхупады и резолюций Джи-би-си:


"сильная половая активность в рамках семьи – это не грех, это - тормозящий духовное развитие фактор". То есть секс в семье - это не то, за что придется иметь реакции. В грихастха-ашраме для мужчин и женщин этот принцип мягкий. (из интервью газете "Вечные ценности", лето 2011 года)

Шрила Прабхупада неоднократно подчеркивал, что половые отношения супругов-преданных должны быть ограничены зачатием детей, и что все другие формы половой жизни в семье являются недозволенными и являются нарушением обетов, данных во время посвящения.

В этой связи мы просим вас прояснить свою позицию по этому вопросу.



Выражение «сильная половая активность» не специфично для меня.
Многие ученики Шрилы Прабхупады жаловались ему, что не в состоянии соблюдать принципы (из его переписок, которые при необходимости можем представить). Прабхупада отвечал им, что в сознании Кришны порицается только незаконный секс. Я никогда не проповедовала  незаконный секс. Мне задали вопрос: что я думаю по поводу проблем грихастха-ашрама. Я не хочу быть теоретиком и всегда пробую дать практические советы. Моя логика в следующем: в нашем обществе большой процент разводов и большое  количество притворства. Это факт, не требующий  доказательств. Я не хочу обсуждать ту информацию, которую мне доверяют женщины, как женщине.
Я всего лишь говорю, что для начала это огромное продвижение, если преданный отказывается от беспорядочных отношений с противоположным полом и вступает в семейные отношения. Сначала это естественно, что не удается  соблюдать принципы, но вместо того, чтобы комплексовать преданного этим, его надо хвалить за то, что он ограничился одной женщиной. Затем они должны быть серьезны в духовной жизни и бхакти вытолкивает потребность в чувственном наслаждении (я учу как это происходит) и только тогда можно обращаться за инициацией. Никто в мире не понял меня так, что я проповедую вседозволенность в чувственном наслаждении. Прабхупада говорил "секс в семье - это не грех, это - тормозящий духовное развитие фактор" и я добавляю: "вы сами вправе решать как быстро хотите прогрессировать". Принципиально считаю, что как раз я дала семинар, который помогает преданным строить свои отношения на основе Бхагаватама, где не было НИ ОДНОЙ КОНЦЕПЦИИ ВНЕ БХАГАВАТАМА (можно прослушать на http://www.archidevi.ru).


Получив ваши разъяснения по этим вопросам, мы надеемся помочь Национальному совету принять объективное и взвешенное решение по вопросу проповеди матаджи Арчи в России.


С уважением, ваши слуги

Бхактиведанта Садху Свами

Враджендра-кумара Даса
Вишнутаттва Даса
Чайтанья-чандра-чарана Даса
Мадана-мохана Даса

Принципиально считаем, что мы не противоречим Прабхупаде, живем по его принципам и проповедуем его славу, а также пытаемся укрепить позиции ИСККОН по мере своих возможностей, мы только хотим, чтобы преданные ИСККОН не нуждались ни в психологах, ни в других матхах. Вот и все, остальное - дело вашей совести.

С уважением, ваши слуги Шьямакунда дас и матаджи Арчи.

Письмо размещено по просьбе матаджи Арчи.