Общество сознания Кришны в Новороссийске

Get Adobe Flash player
Главная Экадаши


Экадаши

Эка́даши (санскр. - «одиннадцать») - одиннадцатый день (титхи) после полнолуния и новолуния каждого лунного месяца в индуистском календаре. В индуизме и джайнизме дни экадаши считаются особо благоприятными для совершения аскезы или епитимьи. Индуисты в дни экадаши постятся либо полностью, либо воздерживаются только от зернобобовых продуктов. Особо важное духовное значение экадаши имеет в вайшнавизме.

Значение

В день экадаши индуисты воздерживаются от употребления в пищу зерновых и бобовых и прикладывают особые усилия в духовной практике. Последователи индуизма полагают, что совершение духовных аскез в дни экадаши помогают душе достичь освобождения из цикла рождения и смерти. Помимо этого, экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане. Так, аюрведическая медицина советует поститься, чтобы сохранить и улучшить здоровье. Говорится, что пост в экадаши предупреждает и излечивает многие болезни, а также целесообразен с экономической точки зрения: свершение поста два раза в месяц способно сохранить огромное количество пищи.

Соблюдение экадаши является одной из установленных ведическими писаниями очищающих церемоний, созданных для того, чтобы человек мог духовно возвыситься. Последователи различных направлений индуизма свершают этот пост также с целью обрести милость Бога и освободиться из иллюзии материального существования. Говорится, что сила экадаши столь велика, что постоянное соблюдение поста в эти дни может привести к освобождению индивидуума из цикла сансары. Поэтому экадаши иногда называют «лучшей из всех возможностей».

Правила соблюдения экадаши

Наилучший пост в экадаши - это полное воздержание от еды и питья. Тому, для кого это непосильно, рекомендуется есть только пищу, не содержащую зерна или бобовые, и желательно один раз после полудня. Эта пища называется накта (ужин). Она может состоять из любых корнеплодов, кроме свеклы; фруктов, воды, молочных продуктов, орехов, сахара и всех овощей, кроме грибов. В экадаши нужно стараться пить и есть не больше одного раза. В одном из текстов индуизма Кришна говорит Арджуне, что тот, кто полностью постится в экадаши, обретет награду полностью, а тот, кто принимает накту, - обретет только половину.

Чтобы получить полное духовное благо от соблюдения поста, следует избегать дневного сна, бритья, растирания маслом, употребления орехов бетеля, принятия пищи из бронзовой посуды, прикосновения к женщине в период ее менструации, общения с пьяницами, ткачами и прачками. При употреблении пищи, помимо зерновых и бобовых также следует избегать: шпината, меда, баклажанов, асафетиды и морской соли (другие виды соли, такие как поваренная соль, допустимы), а также принятие пищи в чужих домах. Принимать гомеопатические лекарства в день экадаши могут только больные. Тот, кто не в состоянии поститься из-за серьезной болезни или преклонного возраста, должен найти особо духовного человека и пожертвовать ему что-либо. Также он может просто слушать или читать о значении каждого экадаши. Эта практика рекомендуется как один из методов достижения полного результата поста.

Если экадаши случайно не был соблюден, можно провести его на следующий день - двадаши и прервать пост на третий день - трайодаши. Если в лунном календаре экадаши совпадает с дашами - десятым лунным днем, то нет необходимости ограничивать себя постом, но если он совпадает с двадаши - двенадцатым днем луны, то такой экадаши называется «чистым экадаши» или махадвадаши и его рекомендуется строго соблюдать. Махадвадаши обычно также называют экадашами.

После соблюдения экадаши, необходимо прервать пост в течение 2,5 часов после восхода солнца на следующий день, в двадаши. Согласно индуистским писаниям, каждый, кому больше пяти лет, должен соблюдать пост в экадаши.

Блага, получаемые от поста в дни экадашии

В писаниях индуизма говорится, что дающий милостыню в первый день при полной луне, получает награду в 100 000 раз больше, чем от обычного пожертвования, а тот, кто дает милостыню в день санкранти (равноденствия), получает благо в 400 000 раз больше обычного результата. Однако же, просто соблюдая пост в экадаши, человек достигает всех этих благих результатов. Так же сказано, что пост в экадаши дает тот же результат, что и посещение святого места паломничества Курукшетры во время солнечного или лунного затмения. Кроме того, человек, соблюдающий полный пост в экадаши, достигает блага, в сто раз большего, чем от совершения ашвамедха-ягьи. Более того, тот, кто хоть однажды совершенным образом постился в экадаши, заслуживает того же, что и кормящий 1 000 нищих каждый день в течение 60 000 лет. Человек, один раз правильно соблюдающий экадаши, обретает благо, в десять раз превышающее благо от раздачи 1 000 коров брахманам, превосходно знающих Веды. Следует заметить, что человеку, накормившему одного брахмачари, воздается в десять раз больше, чем накормившему в своем доме десять хороших брахманов. Но тот, кто дарует землю нуждающемуся и благочестивому брахману, достигает в 1 000 раз большего, чем накормивший брахмачари, и в 1 000 раз больше этого благо от выдачи чистой девушки замуж за молодого, хорошо образованного и порядочного человека. Но в 10 раз более благоприятнее этого - правильное воспитание детей и наставление в их духовном пути, без ожидания какой-либо награды. Однако же, в 10 раз лучше, чем это, подавать хлеб голодному. То есть благо от соблюдения полного поста в экадаши просто невозможно измерить или с чем-либо сравнить.

История экадаши.

Когда-то в Сатья-югу жил необычайно страшный демон по имени Мура. Всегда очень гневный, он держал в страхе всех полубогов, и даже победил Индру - царя небес; Вивасвана - Бога Солнца; восьмерых Васу; Господа Брахму; Вайю - бога ветра; и Агни - бога огня. Своей ужасной силой он подчинил их себе. И тогда Господу Индре ничего не оставалось как просить защиты у более могущественных личностей. Поэтому он обратился за помощью к Господу Шиве: "Мы все упали с наших планет и теперь в несчастье скитаемся по Земле. О Господи, как найти нам избавление от этого бедствия? Что ждет нас, полубогов?" На что Господь Шива ответил Индре: "О лучший из полубогов, иди к Господу Вишну, сидящему на Гаруде. Он - Джаганнатха, правитель всех вселенных, а также и их убежище. Он защищает все души, предавшиеся Ему".

Выслушав эти слова Господа Шивы, Господь Индра вместе со всеми полубогами отправился к Господу Джаганнатхи. Добравшись к нему и, увидев Его спящего в воде, полубоги смиренно сложили ладони и вслед за Индрой стали возносить молитвы:Верховная личность Бога , мы склоняемся пред Тобою. О Бог богов, о лотосоокий враг демонов, о Господь Мадхусудана (убивший демона мадху), пожалуйста, защити нас.
Напуганные демоном Муру, мы пришли найти убежище у тебя. О Джаганнатха, Ты творящий все и создатель всего, ты мать и отец всей Вселенной. Ты создаешь, поддерживаешь и разрушаешь все, о Высший помощник всех, только Ты можешь принести нам мир. Только Ты являешься землей, небом и всеобщим благодетелем. Ничто в этих трех мирах, как движущееся, так и неподвижное, не может существовать независимо от Тебя.
О Всевышний Господь, ты убежище страшащихся и защитник предавшихся Тебе, пожалуйста, спаси и защити нас. Нас, полубогов, победили демоны, и мы низвергнуты с райских сфер. О Господь, лишенные своего положения, мы теперь скитаемся по этой земной планете и не можем в полной мере выполнять свои обязанности по управлению Вселенной ".
Господь Кришна продолжал свой рассказ: "Выслушав слова Индры и других полубогов, Шри Вишну, Верховная личность Бога, с удивлением спросил: "Какой же демон обладает столь великой силой иллюзии, что смог победить всех полубогов? Каково его имя и где он живет? И как он получил свою силу и защиту? Расскажи мне, Индра, обо всем и не бойся".
Господь Индра начал свой рассказал: "О Верховная личность Бога, О Бог богов. о побеждающий страх в сердцах Твоих чистых преданных, о милостивый к Своим преданным слугам; был когда-то в династии брахманов могущественный демон по имени Надиджанга. он был необычайно грозен и полностью посвятил себя низвержению полубогов. Он породил сына, имеющего позорную известность, по имени Мура. Большим стольным градом Муры является Чандравати. Оттуда чрезвычайно злой и могущественный демон Мура завоевал весь мир и победил всех полубогов, выгнав их с небесного царства. Он взял себе роль Индры, царя небес; Агни, бога огня; Ямы" бога смерти; Вайю, бога ветра; Иши - Господа Шивы; Сомы - бога луны; Найррити - бога направлений; и Паши-Варуны - бога воды. Также он стал излучать свет в роли бога солнца, а также превратил себя в облака. Полубоги не могут победить его. О Господь Вишну, пожалуйста, убей этого демона и верни былые порядки". Слушая от Индры эти слова. Господь Джанардана очень разгневался поведением Муры и сказал: "О могущественные полубоги, теперь вы все можете отправиться в стольный град Муры - Чандравати".

Воодушевленные этим, все полубоги во главе с Господом Хари двинулись в Чандравати. Увидев полубогов, Мура, предводитель демонов на то время, громогласно захохотал вместе с бесчисленными тысячами других демонов, держащих сияющее бриллиантами оружие. Демоны, мощно вооруженные, стали колоть полубогов, и они, не имея силы противостоять им, стали покидать поле битвы, убегая во все десять направлений. А увидев на поле боя Всевышнего Господа Хришикешу, владыку чувств, свирепые демоны набросились на него со всем имевшимся оружием в руках. Как только они атаковали Господа, державшего меч, диск и палицу, он мгновенно пронзил их всех своими острыми ядовитыми стрелами. Так были повержены все «рядовые» демоны.
В конце концов дошла очередь и до их предводителя - Муры, главы демонов. Мура ловко пользовался своей магической силой, обезвреживая любое оружие, выпущенное Всевышним Господом Хришикешей , а поэтому воспринимал любые удары оружия Господа как прикосновение цветов. Когда же Господь использовал все виды оружия, он стал сражаться голыми руками, столь же твердыми, как обитые железом палицы. Но и в этом случае поединок быстро не закончился, Господь боролся с Мурой тысячу небесных лет, а затем, как бы подустав, отправился в Бадарикашрама, где вошел для отдыха в очень красивую пещеру, называемую Химавати.

О Дхананджая, завоеватель богатства, эта пещера имела размеры в девяносто шесть миль и только один небольшой вход. И чтобы отдохнуть и хорошенько выспаться, Я зашел туда. Демон же, не сдаваясь, последовал за мной в пещеру и, увидев Меня там спящим естественно решил меня убить, ведь все демоны Господа Хари знают как убийцу всех демонов. А месть для них так сладка. Но в то время пока злонамеренный Мура строил эти планы, из Моего тела, ослепительно сияя, изошла необычайно красивая юная девушка. Мура - великий воин, также заметил, что она отлично была снаряжена различным сверкающим оружием и готова к сражению. Так оно и оказалось, она вызвала этого демона на бой.

Насколько же Мура был удивлен, когда он, начав с ней сражаться, осознал, что она, такая нежная и хрупкая, абсолютно не уступает ему, могущественному, в сражении. И в изумлении Царь демонов начал искать ответ на интересовавший его вопрос: "Кто же мог создал эту гневную, грозную девушку, так мощно сражающуюся со мной, подобно удару молнии?" Но думать ему не долго оставалось: вскоре эта лучезарная богиня вдребезги разбила все оружие Муры и в одно мгновение лишила его колесницы. Тогда Мура бросился на нее в рукопашную, но увидев это, она без промедления и гневно снесла ему голову.
Поверженный демон упал на землю и отправился в обитель Ямараджи, Паталу - подземную область, где находят отдых от страха и несчастий враги Господа.

Когда Всевышний Господь проснулся, он увидел поверженного демона и рядом с собою прекрасную девушку, склонившуюся пред ним со сложенными ладонями. Его лицо выражало изумление: "Кто убил этого злобного демона? Ведь он с легкостью победил всех полубогов, гандхарвов, даже самого Индру вместе с его спутниками – марутами, а также нагов (змиев), правителей низших планет. Он даже почти победил Меня, заставив спрятаться от сражения в этой пещере. Кто так милостиво защитил Меня, после того, как Я убежал с поля битвы, чтобы поспать в этой пещере?"
Девушка ответила: "Это я убила демона, явившись из Твоего трансцендентного тела. О Господь Хари, увидев Тебя спящим, он, конечно же, захотел убить Тебя. Понимая намерения этой занозы трех миров, я убила злобного негодяя избавив от страха всех полубогов и чтобы защитить три мира.

О Господь, пожалуйста, скажи мне, почему Ты удивился, увидев этого демона убитым?" Ведь я - Твоя великая маха-шанти. Твоя внутренняя энергия, порождающая страх в сердцах Твоих врагов. Всевышний Господь сказал: "О безгрешная, Я очень доволен, что ты убила этого царя демонов. Ты даровала полубогам счастье, процветание и все блага. Так как ты принесла наслаждение всем полубогам в трех мирах, Я очень доволен тобой. О благая, проси у Меня, чего хочешь. Несомненно, Я дам тебе это".

Девушка сказала: "О Господь, если Ты доволен мной и хочешь меня наградить, дай мне силу освобождать от величайших грехов тех, кто постится в этот день.

Я хочу, чтобы половина блага от поста достигалась теми, кто ест один раз вечером (избегая зерна и бобов) или в полдень.

Также пускай тот. кто, контролируя свои чувства , строго соблюдает полный пост в день моего явления, вернется в обитель Господа Вишну, испытав в этом мире все виды наслаждений. Такое благословение я хочу получить по Твоей милости, мой Господь.

О Господь Джанардана, пожалуйста, даруй соблюдающему полный пост, а также принимающему пищу только раз вечером или в полдень, религиозное отношение, богатство и, наконец, освобождение".


Всевышний Господь сказал: "О самая достойная женщина, да будет так. В этом мире все Мои преданные будут поститься в твой день, прославившись этим в трех мирах, и, в конце концов, придут ко мне и останутся в Моей обители. Так как ты, моя трансцендентная энергия, явилась на одиннадцатый день убывающей луны, тебя будут звать Экадаши. И если кто-то будет постится в экадаши, я сожгу все его грехи и дарую ему Свою трансцендентную обитель.


Даровав девушке Свое благословение. Всевышний Господь внезапно исчез, и с того времени день экадаши стал самым благоприятным и прославленным во всей вселенной.

Сам Бог обещает тому, кто просто строго соблюдает экадаши:

  • я устраню все препятствия с пути духовного совершенства того, кто любым из предписанных способов соблюдает этот великий день, и дарую ему совершенство жизни.
  • я несомненно дарую ему высшую обитель


Таким образом один этот день уничтожает все грехи. Несомненно, это самый благоприятный день для разрушения всех грехов, и он возник по милости преданной Кришны на благо каждого в этой Вселенной, даровав все совершенства.

Сайт посвященный экадаши: http://www.ekadash.ru

Что говорит об экадаши свободная энциклопедия: Википедия

(Источники: www.Krishna.org.ua, www.ekadash.ru)